Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет

Вторая мировая в воздухе: воздушный террор в Европе в 1940-42гг.

Другие военные операции На главную Новости

А чьи это самолёты?

Наверное, вполне логичный вопрос, если говорить о жителях Штеттина и Берлина и таком времени, как ночь на 8.08.1941. В это время авиация Балтфлота нанесла бомбовый удар по этим городам, вылетев с аэродрома Кагул на острове Эзель в Эстонии. Это было настолько неожиданным, что части ПВО фрицев не смогли дать быстрого ответа. ВСЕ советские самолёты вернулись обратно. Не все дальнейшие вылеты были такими успешными, но советская авиация ещё неоднократно терроризировала берлинцев до 5.09.1941. Жаль, но наступление группы армий "Север" помешало продолжить занимательное дельце. Советы сбросили за это время на Берлин больше бомб, чем англичане за весь 1941 г.

Вот вам хорошее средство отрезвить тех, кто восхищается англо-американской бомбардировочной авиацией времён Второй мировой, в частности, ссылаясь на её действия над Германией в 1943-44 гг. А сейчас ещё факт на закуску.

Дымит Плоешти...

Летом 1941 г. советская авиация с крымских баз неоднократно совершала налёты на Румынию – тогдашнюю союзницу Рейха. Особо при этом следует выделить бомбардировки Плоешти, славившегося своим значением в нефтяной промышленности гитлеровского сателлита. По оценкам исследователя Д.Б. Хазанова со ссылками на тогдашние "Известия" и "Нью-Йорк Таймс" только за одну неделю июля 1941 г. советские налёты на упомянутый пункт привели к уничтожению 200 тыс. тонн нефтепродуктов. По воспоминаниям участника ВОВ и заслуженного деятеля науки В.А. Анфилова, "Удары морской авиации лишали противника большого количества горючего. Не случайно Гитлер требовал скорейшего овладения Крымом — этим, как он выражался, основным авианосцем Советского Союза". Кроме того, бомбёжка румынских территорий позволяла оттянуть часть вражеской авиации от боевых действий на фронте, что было важно при сложном положении советских войск. Эффекты советских ударов признаны и противником, например, можно прочесть "Утерянные победы" Э. фон Манштейна.

Тысяча бомбардировщиков, или неограниченная война

Критики статьи могут сказать, что выше описанное суть террор против мирных целей, а не борьба с регулярными войсками. Но следует помнить, что ещё в 1940 г. англичане и немцы положили начало неограниченному стилю войны. Одним из его проявлений становились бомбардировки мирных городов, а не только военных объектов, причём первыми начали воздушный террор не лётчики люфтваффе. Примечательный отрывок из книги "Бомбардировки возмездия" Дж. Спейта, работавшего в английском министерстве ВВС: "Мы начали бомбить объекты на территории Германии до того, как немцы стали бомбить цели на территории Великобритании. Это исторический факт, и его признают повсюду. Как оказалось, мы выбрали верный, хотя и трудный путь. Мы пожертвовали, по крайней мере на время, неприкосновенностью наших городов. Одновременно мы ввергли в пламя войны города наших друзей. Мы были готовы пожертвовать Лондоном ради достижения общей свободы... После того как мы принесли войну на территорию Германии, непременно должна была последовать расплата. Мы не могли быть уверенными в этом, но существовала довольно большая вероятность того, что в случае если бы мы воздержались от ударов по целям в Германии, то нам удалось бы сохранить в неприкосновенности собственную столицу и промышленные центры…". И, кстати, это ясное доказательство того, как военачальники Союзников НА САМОМ ДЕЛЕ относились к жизням своих же граждан, помимо ужасных эпизодов вроде высадки в Дьеппе, трагедии Пёрл-Харбора и катастрофы конвоя PQ-17. Вот вам и гуманисты...

В 1942 г. британские чины проявили верх цинизма, воплотившегося в идею массового бомбометания по мирным городам на концептуальном уровне. С военной точки зрения это антоним ударов по конкретным объектам армии и ВПК. Автором таких мер стал Артур Харрис, в феврале 1942 г. возглавивший бомбардировочную королевскую авиацию. Ярким "практическим занятием" можно считать "рейд тысячи бомбардировщиков" в конце мая 1942 г. с участием 1047 машин. Кстати, в результате около 40 самолётов (в источниках цифры разнятся – в одних это 39, в других – 41) было потеряно. Заметим, что у англичан не было необходимости так воевать. Другое дело – названные выше действия СССР: ведь в 1941 г. советский народ по сути боролся за выживание. Была реально угрожающая обстановка вследствие наступления противника, быстро оставлявшего границы всё дальше позади себя, несмотря на успех некоторых советских контрударов, например, под Сольцами.

Мрачные крылья люфтваффе

Не забудем упомянуть и про "подвиги" бомбардировщиков люфтваффе (то есть ВВС Рейха). В первые годы Второй мировой войны германские воздушные силы неоднократно использовались в целях ударов в том числе по мирным городам. Тут можно много случаев упоминать... Одним из самых страшных эпизодов в этом плане стала бомбардировка Сталинграда 23.08.1942. Было выполнено 2 тыс. самолёто-вылетов, уничтожено свыше 50% жилого фонда, погибли свыше 40 тыс. человек. На Москву за первые 5 месяцев Великой отечественной совершено 90 налётов, погибших - свыше 11 тыс. человек. Разумеется, от германских бомбёжек страдали не только советские люди, хотя нашим очень сильно досталось... Так, в Белграде до сих пор хорошо помнят, как в апреле 1941г. бомбардировки унесли жизни свыше 4 тыс. жителей города.

copyright © Исканцев Н.В., 2012

X