Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Философия Ф. Бэкона

На главную Новости проекта Философия Для отзывов

Фрэнсис Бэкон - английский философ конца 16-начала 17в., одна из наиболее "засветившихся" фигур философии нового времени.

Бэкон считал, что наука помогает увеличивать человеку свою власть над природой. Философия, по мнению Бэкона, должна помогать ей в этом, указывая кратчайшие пути к новым открытиям, выявляя препятствия на пути познания (то есть приоритетное направление философии - гносеология - философский раздел, посвящённый процессам познания). Философам нужно отбросить общие понятия и начинать с изучения конкретных явлений, постепенно обобщая их ("от частного к общему").

Препятствия на пути познания Бэкон называл идолами. Он выделял 4 их вида, весьма стёбно их называя.

1. Идолы рода - ограниченность ума и органов чувств, присущие всему человеческому роду. Ну то есть не имеется в виду, что мы все дураки, но наш ум может не всё что угодно. Так что не спешите мысленно швырять тухлые помидоры в придумавшего эту теорию. С органами чувств всё ещё понятнее. Например, у кого достаточно сильное зрение, чтобы "на глазок" прикидывать размеры до сотых долей миллиметра? (пример придумал не Бэкон)

2. Идолы пещеры - субъективные мнения и предубеждения отдельного человека. А они есть у каждого (и порой перерастают в ярко выраженную предвзятость).

3. Идолы рынка (площади) - многозначность и нечёткость слов. Это, наверное, особо хорошо ощущают на своей шкуре переводчики. При переводе текста часто теряются многие оттенки, нередко приходится претендовать лишь на сохранение общего смысла.

4. Идолы театра - некритическое заимствование чужих мнений. Очень часто встречающееся явление, зачастую приобретающее масштабы, достойные упоминания в исторической литературе. Яркий пример - многие преобразования в России в 1990-х гг., когда куча идей была явно содрана сами понимаете у кого. Хотя это уже даже не театр, а цирк)))

В наше время одной из ярких форм идолов театра можно считать копипаст - то есть когда человек тупо вставляет в свои данные что-то из другого источника (от английских copy - копировать, paste - вставить). Сдёр в студенческих рефератах, плагиат в научных работах, красивые афоризмы на стенах "в контакте".

По пункту 4 заметим, что такая людская слабость часто бывает кому-то выгодна. Например, она помогает провести нужны политические преобразования и взять определённый политический курс, поскольку некритично мыслящим проще промыть мозги. Чем и занимаются, например, пропагандисты: "Мы добиваемся не правды, а эффекта" (Геббельс).

Бэкон замечал, что идолы могут иметь один из двух типов - врождёнными идолами и приобретёнными. В частности, о них он говорит вот что: "Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства."

По Бэкону чувственные восприятия нуждаются в экспериментальной проверке. Для наибольшей эффективности эксперименты должны ставиться согласно научным методам. Бэкон предложил метод индукции - восхождение от частного к общему, путь от фактов к выведению связывающих их законов.

Возможны полная индукция и неполная индукция. Первая означает, что мы исследовали все варианты, все элементы некоего множества. Например, мы сделали вывод "в этом шкафу книг со стихами Пушкина нет", проверив все книги, там стоявшие и не пропустив ни одной. Зачастую полная индукция по сути сводится к перебору вариантов. Но если вариантов много, то такой подход проблематичен. Поэтому используется неполная индукция, когда выводы делаются без исчерпывающей проверки. Например, мы живём в городе N многие годы и так и не увидели тут ни единого негра. Потому и делаем вывод, что в нашем городе негры не живут.

Бэкон считал, что при проверке гипотез нужно идти в двух направлениях - искать как факты, подтверждающие гипотезу, так и опровергающие её.

Бэкон стал родоначальником эмпиризма - философского направления, которое признаёт источником знаний чувственный опыт, данные которого объясняет разум.

copyright © Исканцев Н.В., 2013

На главную
X