Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

"Дора" - пушка-гигант Третьего Рейха

К разделу техники На главную Обсуждаем статьи и сайт

"Дора" - сверхтяжёлое осадное орудие германской армии времён второй мировой войны. Изначально пушка "Дора" создавалась для разрушения укреплений линии Мажино (Франция), а также некоторых бельгийских укреплений. На практике же к моменту выпуска там оно уже не требовалось. В реальных боевых условиях пушка "Дора" была использована в битве за Севастополь в 1942г. и при подавлении восстания в Варшаве осенью 1944г.

Было создано всего два экземпляра таких орудий, оба в 1941г. фирмой "Крупп". Первое было названо собственно "Дора", второе - "Толстый Густав" (стёбные названия, не так ли?). Название "Дора" - в честь жены главного конструктора. А что, бывает... Ураганы же тоже нередко зовут женскими именами. Ну если бы у нас такую пушку сделали, была бы "Машенька"))) Но и это бы не помогло стать орудию "Дора" знаменитым, если бы не его технические характеристики. Один лишь калибр "Доры" вызывает ужас. Даже 420-мм "Толстушка Берта" и то отдыхает))) Да и мортира "Карл" тоже))) Пушка "Дора" - самое крупное артиллерийское орудие, когда-либо применявшееся в боевых действиях.

Калибр, мм800
Длина ствола, мсвыше 30
Высота, м11,6
Масса фугасного снаряда, тонноколо 5
Масса бетонобойного снаряда, тонноколо 7
Скорострельность, выстр. в мин.Не более 1/30
Предельная дальность стрельбы, кмФугасный снаряд - 48 км,
бетонобойный - 38 км
Обслуживающий персонал, чел.св. 4 тыс.
Масса орудия, тонн1350


Снаряд для "Доры"
В результате таких характеристик пушка оказалась совершенно неповоротливой, нуждалась в усиленной маскировке и охране, потому что была легко уязвимой, особенно с воздуха. Так, под Севастополем в числе охраны "Доры" были 500 чел. военно-химического подразделения, ставившего дымовую завесу, и 400 чел. дивизиона ПВО. Подвезти такую пушку близко было нельзя, потому палить приходилось издалека, то есть целиться было сложно. При том существенный ущерб пушка наносила лишь при прямом попадании. Таковое, например, вызвало взрыв склада боеприпасов в бухте Северной при обстреле севастопольских укреплений.

Перевозка пушки "Дора" возможна была только по частям. Так фрицы её и подвозили к Севастополю - на 5 поездах. Плюс ещё 6 недель на сборку пушки после доставки комплектующих. Из-за столь ужасных требований ко времени немцы не смогли применить эту огромадную пушку под Ленинградом.

Пушка "Дора" была так называемым железнодорожным орудием. Дело в том, что ствол "Доры" можно было поворачивать только по вертикали, чего не всегда было достаточно. Это компенсировали тем, что пушка "Дора" монтировалась на 80-колёсной железнодорожной платформе, двигавшейся по дуге полотна.

Немецкая верхушка возлагала на монстров огромные надежды. В 1941г. на испытании зверских пушек были даже Гитлер и Шпеер.

В боевых действиях под Севастополем желаемого результата "Дора" не принесла. Можно было похвастаться лишь взрывом склада, о котором написано чуть раньше. Прочие снаряды не причинила серьёзного вреда, так как наводить пушку приходилось не на цель, а на ориентировочную площадь - стрельба шла издалека. 13 дней обстрела из "Доры" и 48 выпущенных из пушки снарядов не оправдали надежд немцев. После этого применения ствол отправили в ремонт ввиду износа - с учётом испытаний на полигонах он пережил около 300 выстрелов.

Позже "Дора" была доставлена под Ленинград, сюда же вражины собирались доставить и "толстого" сотоварища. Но советское наступление сорвало это план. Хотя ясно, что оно совершалось не исключительно ради этого) Просто срочно эвакуировать таких титанов в случае надобности не было реально.

Второй и последний раз необычное изобретение было использовано в борьбе с Варшавским восстанием, по Варшаве кинули около 30 снарядов. Далее пушку увезли вглубь Германии - в Баварию. При приближении американцев фрицы заложили заряд динамита и рванули "Дору". Аналогичное было сделано и со второй пушкой. Всё, что оставалось наступавшим, - отправить остатки пушек на переплавку.

copyright © Исканцев Н.В., 2012

X