Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Русский космизм, его идеи и представители

На главную Новости проекта Философия Для отзывов

Прежде, чем говорить о русском космизме, коротко следует сказать, что такое космизм вообще. По сути к космизму относится ряд течений философской, а также религиозной мысли, ставящие в качестве центральной проблему космического всеединства всего живого. Основные положения космизма следующие. 1. Единство человека и космоса, живые существа и человечество в частности влияют на нашу планету и в будущем - на весь космос. При этом микрокосмос (человек как миниатюрный аналог вселенной) развивается по тем же законам, что и макрокосмос (то есть вселенная). 2. Жизнь и разум созданы в ходе эволюции вселенной, чтобы сделать её идею сознательной: человек должен стать лидером космического развития. Но не в том смысле, что он сможет творить всё, что вздумается. 3. Научно-технический прогресс наделил людей космическими силами, но люди ещё не осознали своё назначение и используют свои силы во вред планете.

Русский космизм характеризуется осознанием всеединства, всеобщей взаимосвязи во вселенной, поиском месте человека в Космосе. Основатель течения - Н.Ф. Фёдоров, предложивший проект общечеловеческого дела - общечеловеческой задачи сохранения жизни. По Фёдорову, нужно изменить изменить отношения между человеком и природой: человек - разум вселенной, он должен сделать космос разумным, но пока что люди зависит от природы и вынуждены истреблять друг друга. Человечество должно вносить целесообразность в природу. Сознательно регулируя стихии, люди станут бессмертными и даже вернут к жизни все предшествующие поколения. Но, поскольку столько народу не уместятся на одной планете, то Фёдоров считал, что нужно осваивать и заселять другие планеты. Иначе говоря, Фёдоров выдвинул идею освоения космоса. И она действительно может стать актуальной ввиду того положения, с которым мы вошли в третье тысячелетие. Речь идёт о перенаселённости планеты и растущем дефиците ресурсов. А вот что касается идеи будущего бессмертия людей, то она несколько скользкая. Дело в том, что теоретически можно говорить о двух вариантах бессмертия: бессмертие полное и возможность жить "пока не надоест". Это совсем не одно и то же. Если второй вариант в общем-то благой, то благой ли первый, вопрос крайне спорный.

Другой крупный представитель русского космизма - К.Э. Циолковский - считал, что человек должен стать одним из важнейших факторов космической эволюции. Осваивая космос, люди станут преобразовывать космические процессы в соответствии с космической этикой, уменьшая сумму страданий живых существ. По мнению мыслителя, жизнь распространяется и должна распространяться по вселенной в основном расселением, а не самозарождением. Первый вариант гораздо быстрее и не сталкивается с той массой страданий, которая характерна для самостоятельно эволюционирующих, самостоятельно идущих к совершенству систем. Также Циолковский допускал существование живых видов, высших относительно людей, который произойдут от людей либо уже имеются где-то на других планетах.

Также к русскому космизму относится и учение В.И. Вернадского. Он показал, что живое вещество является силой планетарного масштаба. Совокупность живых существ - биосфера - стала средой формирования и развития человечества, Земля вступает в новую эпоху: человек благодаря научно-техническому прогрессу стал главного силой на планете. Пока люди пользуются этой силой неразумно - Земле грозит экологический кризис, но люди благодаря духовному развитию смогут осознать свою космическую роль, тогда биосфера перейдёт в ноосферу: слепая эволюция сменится изменением всего живого, направляемым человеческим разумом. По мнению Вернадского, биосфера постепенно переходит к состоянию ноосферы ("сферы разума"), в этом состоянии человечество овладеет силами природы, научится управлять эволюцией живых существ. Вернадский выделял ряд предпосылок создания ноосферы. Часть из них уже выполнена (глобализация, возможность быстрого информационного обмена между практически любыми точками планеты, открытие новых источников энергии - особую ставку Вернадский делал на атомную энергию). Часть ещё, мягко говоря, далека от благополучного состояния (исключение войн из жизни общества, доступ к управлению широких народных масс). В оставшейся части дела несколько лучше, чем были в первой половине XX века, но всё равно говорить об особых успехах ещё рано (подъём благосостояния трудящихся, равенство всех людей - последнее формально провозглашается, но по сути нарушается экономическим, социальным и иными видами неравенства).

А.Л. Чижевский изучал влияние космических факторов на процессы, происходящие в живой природе, например, влияние циклов солнечной активности на природные явления и социально-исторические процессы. Согласно его идеям, что циклы активности Солнца проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, влияя на самые разные параметры состояния биосферы и её существ, начиная от урожайности и заканчивая заболеваемостью и психической настроенностью людей. Это отражается на исторических событиях - политических и экономических кризисах, войнах, революциях, восстаниях и т.п.

Некоторые другие представители русского космизма, которые здесь не рассматриваются: Н.А. Умов (идеи о "силе развития", которая направляет живое ко всё большему совершенствованию сознания), В.Н. Муравьёв (идея о переходе человечества от homo sapiens к homo creator - "человеку творящему").

copyright © Исканцев Н.В., 2013

На главную
X