Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Философия Готфрида Лейбница (1646-1716)

На главную Новости проекта Философия Для отзывов

Лейбниц и рационализм. Теория познания

Лейбниц был сторонником рационализма (направления, полагающего, что в основе познания лежит разум, а опыт только подтверждает сделанные логическим путём открытия). Лейбниц выделял два типа истин: 1) истины факта - говорят только о самом факте, выводятся индукцией из данных опыта, а потому смутны и недостоверны; 2) истины разума - раскрывают причины и сущность явлений, выводятся дедукцией из врождённых идей, а поэтому достоверны (напомним: индукция - от частного к общему, от фактов к выведению связывающих их законов, дедукция - от общего к частному). Мысль про "врождённые идеи" Лейбница - некий аналог идей Декарта, считавшего, что в человека "вложены" врождённые идеи математики, логики, этики. Примечание к первому типу: речь идёт не о математической индукции.

Тезис о сомнительности истин факта имеет по крайней мере долю правды. Опыт часто приводит к поспешной индукции: зная несколько случаев, тянет быстренько сделать общий вывод. Бытовой пример: скажем, девушке несколько раз не повезло с кавалерами, и она стала думать, что все мужики негодяи (с чем автор статьи не согласен). Пример научный: многие века математики предпринимали попытки получить генераторы простых чисел - функции от целого неотрицательного аргумента, значения которых - всегда простое число. Порой эти формулы работали для нескольких десятков случаев, но в итоге оказывалось, что они верны не всегда.

Двухуровневая классификация истин и познания по Лейбницу в целом разумна, но она не самая подробная по тем временам. Другой философ 17 века Бенедикт Спиноза выделял три вида познания - 1) чувственное (как и у Лейбница, оно смутное); 2) рациональное (даёт отчётличое представление о предметах); 3) интуиция (по сути ведёт к постижению сущности).

Теория монад

Философов тех времён интересовал вопрос о первоначале (субстанции) - "начале всего сущего". Лейбниц считал, что субстанций существует бесконечное множество - это сотворённые Богом монады, живые атомы бытия, способные к сознанию и саморазвитию. Пространство, время, материя - способы проявления монад. Разные монады воспринимают мир по-разному. Самые совершенные - монады людей, способные к самосознанию.

В некоторой мере аналог этой теории Лейбница - ещё античная гипотеза Демокрита об атомарном строении тел (по Демокриту первоначала - атомы и пустота). Но Лейбниц выдвинул ещё более навороченную гипотезу: по нему атомы (монады) не видят друг друга непосредствнно, но видят мир целиком, а в нём видят друг друга. В какой-то мере это предсказание того, что предполагается сегодня в физике элементарных частиц различными её моделями: все элементарные частицы влияют на структуры всех.

Теодицея по Лейбницу (оправдание Бога)

Теодицея - философия, направленная на оправдание Бога по поводу несовершенства мира. Проще говоря, это ответный ход на мысли типа "как это так получается, что Бог допускает зло в этом мире?" Тут существуют разные позиции. По теологу Августину Блаженному (354 - 430 гг. н.э.) выходило, что при идеальных условиях получается цепочка Бог - дух - душа - тело (предыдущий управляет следующим). То есть тело под контролем души. Но из-за того, что произошло грехопадение (нарушение первыми людьми воли Господа; по Библии это вкушение запретного плода после провокаций Змея-искусителя), дух потерял контроль над душой. Без духа душа перестала справляться со своей задачей, то есть она теперь не могла управлять телом. В итоге тело управляет душой. А так не должно было быть.

У Лейбница другая теодицея. Он считал, что зло существует, поскольку не познавший зла не познает и добра. При этом чем тупее человек, тем больше зла нужно, чтобы он образумился. В какой-то мере это перекликается с известной многим идеей "всё познаётся в сравнении". Чтобы ответить на вопрос "хорошо это или плохо, успешно или нет, это мощные достижения или нет", нужно с чем-то сравнивать, желательно с реально достижимым, а не с загадочным идеалом.

Эзотерическая философия Лейбница (не бойтесь грозных слов!)

Эту философию Лейбниц не торопился обнародовать, опубликовав учение накануне смерти. Суть вот в чём: выживает то, что лучшим образом согласуется с действительностью и имеет как можно больше связей с окружением. Нужно иметь интеллект как можно выше, чтобы согласовать своё поведение и действительность. При этом приспособленческая позиция (конформизм) и поведение, адекватное обстановке, - это разные вещи.

copyright © Исканцев Н.В., 2012

На главную
X