Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Идеи позитивизма и прагматизма

На главную Новости проекта Философия Для отзывов

Философская школа позитивизма возникла в западной Европе в первой половине 19в. Основоположником позитивизма можно считать французского философа Огюста Конта (его же традиционно считают родоначальником социологии). Другие сурьёзные представители школы - Милль, Спенсер (оба англичане). Основная мысль позитивистов: философия - уходящая стадия человеческой истории. Он выделяли три эпохи истории: 1) религиозную эпоху - всё в природе рассматривалось как действие сверхъестественных сил; 2) метафизическую эпоху - всё объясняется астрактными идеями; 3) наступающую научную эпоху - человек будет исследовать конкретные законы природы.

Отчасти эти парни оказались правы. Раньше философы были авторитетнее в обществе и даже политике. Скажем, чего стоит одна только переписка французских с европейскими правителями (например, Дидро и Вольтера с Екатериной II). Фридрих II, известный прусский император, в середине 18в. переустраивал Пруссию, пригласив Вольтера и Х. Вольфа. Но кто-нибудь слышал, чтобы сейчас главы европейских государств приглашали философов или переписывались с ними, чтобы получить советы по реформированию страны? Но правы позитивисты оказались лишь отчасти. Да, наука - основа мощных технологических достижений современности, но когда дело касается политики или же чьей-то выгоды, то мышление становится далеко не научным. Да и роль религии в современном обществе вовсе не призрачна.

Теперь про основные тезисы позитивистов. 1. Наука - единственное средство для решения человеческих проблем, а научные методы пригодны для исследования не только природы, но и общества. 2. Цель новой позитивной философии - разработка новых методов научного познания и соединение научных знаний. 3. Философия должна избавиться от метафизических пережитков, то есть от попыток раскрыть сущность реальных явлений. По словам О. Конта, Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами, в замене слова "почему" словом "как". По позитивистам, надёжнее всего ограничиться простой констатацией фактов, требуется опереться на надёжные знания, а не на теории, пытающиеся искать глубинную сущность чего-либо. Единственные источник истинного знания - эмпирические методы исследования.

Во многом близким к позитивизму, а иногда и вовсе формой позитивизма считается прагматизм. Прагматизм возник в 1870-х гг. в Заокеанской Республике Пиндостан и основывался на приоритете практических целей и последствий при познании мира. Основные мыслители - Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. По Пирсу - основателю течения, прагматизм - учение о том, что каждое понятие есть понятие о мыслимых практических последствиях.

Основные мысли представителей прагматизма следующие. 1. Познание - не отражение внешнего мира, а выбор средств для достижения практических целей. 2. Научные методы, понятия, теории суть инструменты. Те из них, при использовании которых цель будет достигнута, являются истинными, а те, которые не ведут к цели, - ложные. 3. Философ должен не рассуждать о первоначалах, а совершенствовать мышление людей и разрабатывать методы решения практических проблем.

Из данных положений прагматизма третье особо напрашивается на критику и филофоские пендели. 1. На первый взгляд кажется, что поиск первоначал, ответа на вопрос, откуда и из чего возник наш мир, это ненужная хрень. Действительно, на уровне сиюминутных проблем и даже повестки нескольких лет такие рассуждения ничего не дадут. Но познание первоначала может помочь получить более полную стратегическую картину развития нашего мира и дать прогнозы, что сему миру грозит в длительной перспективе. Да, если "после нас хоть потоп" (а пиндосы обычно так и мыслят), то плевать, что будет через миллионы и миллиарды лет. Но есть мыслить масштабно, то выходит: сейчас плевать, но если так будут думать ВСЕ, то в конце концов последствия этого будут весьма печальными. 2. Понятие практики не такое простое и однозначное, как кажется. Есть разные уровни практики, скажем, практики сиюминутная, практики на уровне жизни отдельного человека, практика многих поколений народа и т.д. 3. Философ, идеальный с точки зрения прагматизма, уже не философ. Если он совершенствует мышление людей, то это скорее педагог. А если разрабатывает метод решения практической проблемы, то некий предметный специалист (а философия - отрасль универсальная, а не специальная).

copyright © Исканцев Н.В., 2013

На главную
X