Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Сверхтяжёлые танки. Проект "Маус"

К разделу техники На главную

Сверхтяжёлый танк - танк с особой крупными массой и габаритами, выходящими за "пределы", принятые для тяжёлых танков. Как правило, это танки с массой более 80 тонн. Идеи создания таких танков порождались стремлением придумать трудноуязвимые танки, которые прорывали бы рубежи обороны без особых потерь в "своих" рядах. Разработки такого рода танков велись от появления первых проектов танков вообще и примерно до 1960-х, причём почти во всех относительно развитых в военном плане странах. В основном такие разработки останавливались на уровне чертежей, хотя в некоторых случаях реальные машины всё-таки появлялись. Но даже в последнем случае сколько-нибудь весомого применения на поле боя всё равно не было.

Одним из первых проектов сверхтяжёлого танка и танка вообще был так называемый Танк Менделеева, спроектированный в 1911-15 гг. сыном известного Создателя Таблицы.

Чтобы немного попугать читателя, приведём некоторые характеристики танка Менделеева:

Боевая масса, т173,2
Длина по корпусу, м10
Длина по корпусу + орудие, м13
Ширина корпуса, м4,4
Максимальная скорость, км/ч24,8
Средняя скорость, км/ч10-15


Проект танка Менделеева был представлен в канцелярию военного министерства в августе 1916г., то есть в этом смысле мы в общем-то не слишком отставали от англичан. Проект не был серьёзно воспринят. В этом вопросе мы "разделили" судьбу Германии - фрицы также поначалу недооценивали возможности танков. Вряд ли кому-то ещё не ясно, что танк Менделеева не был поставлен на производство.

Существенной проблемой реального танка Менделеева, если бы он появился, могла бы стать транспортировка. Разработчик это знал и предлагал систему перевозки, основанную на использовании железных дорог. А вот чего он побаивался - так это понтонных и шоссейных мостов и считал ЖД мосты более надёжными.

Ряд идей, предложенных автором, сильно опередили своё время. В частности, только под конец второй мировой на танках впервые появилась пневматическая подвеска.

Существовало и много других проектов сверхтяжёлых танков, но далее рассмотрим наверное самые впечатляющие из них - проекты сверхтяжёлых танков, предлагавшиеся в Третьем Рейхе. Вообще если анализировать немецкие технологии тех времён, фрицы, по-видимому, хлеще всех любили строить гигантские боевые механизмы. Одно только орудие "Дора" с калибром 800 мм и 30-метровым стволом чего стоит))) Заслуживает ли это всё насмешки - спорный вопрос: идиоты в вопросах военной техники не смогли бы воевать почти 6 лет, причём первые 2 года - однозначно успешно, причём в том числе против сильных противников.

В 1942-45гг. фрицы спроектировали и даже воплотили в металл 188-тонный танк "Маус" - самый тяжёлый из когда-либо реально существовавших танков. Руководителем проекта "Маус" был известный конструктор Фердинанд Порше. В работе над танком "Маус" принимали участие сразу несколько крупных фирм - "Круп", "Даймлер-Бенц", "Сименс" и т.д. В мае 1943г. был представлен полноразмерный макет танка, он был деревянным. В декабре 1943г. первый прототип поступил на ходовые испытания, башня пока ещё была деревянной. В июне 1944г. была смонтирована реальная башня. В боевых действиях "Маус" не принимал участие, хотя было построено 2 экземпляра танка. К концу 1944г. танк успели довести до требований производства, но из-за нехватки ресурсов в декабре 1944г. работы были остановлены. Как известно, к тому времени промышленность Германии была страшно ослаблена, одна из серьзнейших тому причин - регулярные бомбёжки немецких заводов. При подходе Красной Армии фрицы взорвали оба имевшихся танка "Маус". Выстрелов по противнику эти танки так и не произвели. Из повреждённых танков советские конструкторы собрали один, в 1946г. он был отправлен на полигон в Кубинке.

Огромная масса танка "Маус" не давала возможности перехода по мостам. Водные преграды предпогалось преодолевать по дну, при этом схема такая: герметизированный танк шурует по дну с вырубленным главным двигателем, а ток для тяговых электродвигателей подаётся по кабелю с другого танка. Второй танк стоит на берегу. Вот такая оригинальная схема переправы) Впрочем, оригинальность не всегда крутая штука: в данном случае танки переправлялись попарно. А если один из них вышел из строя? Что тогда делать второму? - Вполне очевидный вопрос)

Дальше приведём некоторые характеристики "Мауса":

Боевая масса, т188
Длина с пушкой вперёд, м10,2
Ширина корпуса, м3,63
Максимальная скорость, км/ч20
Толщина лобовой брони, мм200
Ширина гусениц, м1,1
ОрудияПушки калибра 75 и 128 мм
Экипаж5-6 чел.


Как погалал господин Порше, танк "Маус" в принципе сложно поразить наземными средствами, имевшимися в те времена, а вот с воздуха есть проблемы) Для обеспечения ПВО предполагалось использовать самоходку "Вирбельвинд".

188-тонная громадина, один только боекомплект которой весил почти 4,9 тонн, не была пределом мечтаний в Третьем рейхе. Также имели место проекты "Ratte" ("Крыса") и "Monster" соответственно 1000 и 1500-тонных танков. Другое дело, что они остались "на бумаге", что и не слишком-то удивительно.

Вот с чем бы мы столкнулись, если бы немцы реализовали "Крысу":

Масса, т1000
Длина корпуса, м35
Ширина танка, м14-15
Высота танка, м11


Несложно догадаться, что перемещать танк в его целом виде с помощью средств транспортировки было невозможно, то есть танку пришлось бы двигаться своим ходом. Как и у "Мауса" ("Мыши"), у "Крысы" были бы проблемы с проездом по мостам. Расходы топлива, очевидно, были бы огромными. И это с учётом того, что уже к концу 1943г. фрицы столкнулись с острой нехваткой топлива.

copyright © Исканцев Н.В., 2012

X