Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Западники и славянофилы

На главную Новости проекта Философия Для отзывов

Западничество и славянофильство - философские и культурные течения русской мысли, оформившиеся в середине XIX века, основные усилия направлявшие на осмысление путей развития России. Обе философские школы, как западников, так и славянофилов, негативно оценивали положение, сложившиеся в России, и искали пути его исправления. Крупные представители славянофильства - И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, А.С. Хомяков, западничества - П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Были и другие чуваки, но нет смысла тупо перечислять длинный список.

Западники считали, что Россия отстала от западноевропейских стран и должна идти по европейскому пути. Европа считалась мерилой развитости (о США тогда ещё было мало слышно). Славянофилы утверждали, что самобытность русского народа требует особого исторического пути, и все трудности - от чуждых европейских влияний.

По мнению славянофилов, в отличие от жителей Западной Европы, больной индивидуализмом, русский народ сохранил свойство соборности - сплочённости, братской любви, ориентации на духовные ценности. Ход русской истории был нарушен реформами Петра Первого, которые привели к расколу между народом, сохранившим верность православию и национальным традициям, и высшими слоями, которые оторвались от национальной почвы. Русский народ должен вспомнить свои традиционные ценности и, реализуя соборность во всех областях жизни, найти свой путь, который в будущем укажет хороший выход и для Западной Европы. Согласно славянофилам, западные ценности не могут полностью прижиться в России, если уж и принимать что-то из них, то с адаптацией к национальным особенностям. Также славянофилы обращали внимание на такие формы организации, как община и артель, считая их неповторимыми и характерными лишь для русского народа. И похоже, что делали это не зря: несколькими десятиями позже реформы Столыпина, активно стремившегося разрушить крестьянскую общину, привели к жестокому голоду 1911 года, когда неурожай поразил 20 губерний.

Западники считали, что европейский исторический путь является единственно верным для России, страна неизбежно пойдёт по нему и займёт место среди европейских народов. Русский путь - путь, который уже прошла более развитая европейская цивилизация. России следует догнать Европу на этом пути, и неплохо бы ешё и перегнать её. Среди западников была популярна мысль, что Россия, овладев достижениями западной культуры, достижениями европейского научно-технического прогресса, быстро преодолеет тот путь, который Запад совершал гораздо медленнее. В общем, получаются красивые, но сомнительные мечтания вроде тех, чем век спустя бредил Хрущёв, только в отношении обгона пиндосов. Отличалась точка зрения западников на крестьянскую общину от оной у славянофилов. Западники-социалисты не рассматривали общинность как отрицательное явление, видя в русской общине и артели зачатки социализма. Среди них бытовали идеи, согласно которым нужно конфисковать землю у помещиков и передать её крестьянским общинам, которые распределят её между своими членами. Другие западники видели в общине пережиток прошлого, признак отсталости России, и полагали, что общину ждёт исчезновение, как это произошло ранее в Западной Европе. Эти "анти-общинники" выступали за такое землевладение, когда крестьяне единолично распоряжаются имеющимися у них участками земли.

Западники и славянофилы имели немало различий во взглядах, но и общее у них было. Оба течения выступали за реформирование сложившейся в России общественно-политической системы, различаясь лишь в вопросах, как её нужно реформировать. Оба течения отрицательно относились к системе Николая I, к крепостничеству, отводили значительную роль духовно-ценностному фактору в развитии России. Западничество и славянофильство, полемизируя по ряду вопросов, всё-таки дополняли друг друга. Как говорил Герцен, мы подобны двуликому Янусу, у нас одна любовь к России, но не одинаковая.

copyright © Исканцев Н.В., 2013

На главную
X